Техника безопасности и охрана труда на железной дороге

Сайт посвящен одной из важнейших дисциплин

2.2 Надзор и контроль за охраной труда

Надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда осуществляют специальные государствен­ные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, а также про­фессиональные союзы и находящиеся в их ведении тех­нические и правовые инспекции труда ЦК профсоюза. Министерства и ведомства осуществляют внутриведом­ственный контроль в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Высший надзор за точным исполнением законов о труде министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организа­циями и их должностными лицами осуществляют орга­ны прокуратуры в лице Генерального Прокурора СССР и подчиненных  ему прокуроров.

Таким образом, структурно надзор и контроль за ох­раной труда проводится по трем независимым друг от друга основным направлениям специальными государственными инспекциями, ведомственными органами и общественными организациями.

Государственный и ведомственный надзор за охра­ной труда возложен на инспекции Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсаннадзора, техническую и правовую инспекции труда ЦК профсоюза, ГАИ, Госпожнадзор и др.

Госгортехнадзор СССР. Государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в от­дельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляет Государственный комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленно­сти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР). Положение о Госгортехнадзоре СССР утверждено Постанов­лением Совета Министров СССР от 1 февраля 1968 г. Госгортехнадзор имеет в своем составе ряд инспекций (котлонадзора, горнотехническую, газовую и др.).

Котлонадзор. На железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве технический надзор за правильностью изготовления, установки и безопасной эксплуатации объектов котлонадзора осуществляет инс­пекция, действующая на основании «Положения об инс­пекции котлонадзора на железнодорожном транспорте», утвержденного Министерством путей сообщения 25 июля 1961 г. Инспекцию котлонадзора МПС возглавляет главный инспектор, который находится в составе Глав­ного управления локомотивного хозяйства МПС. На каждой железной дороге действует дорожная инспекция котлонадзора, являющаяся органом котлонадзора МПС и входящая в состав локомотивной службы управления дороги. Возглавляет ее старший дорожный инспектор Надзор за работой соответствующих объектов железно­дорожного транспорта осуществляют дорожные инспектора котлонадзора.

Основной задачей инспекторского состава котлонад­зора является предупреждение аварий и несчастных случаев на производстве, а также нарушений действующих правил, приказов и инструкций по устройству и безопас­ной эксплуатации всех-поднадзорных объектов.

К объектам котлонадзора относятся: паровые котлы всех типов и наименований, сосуды и аппараты, работа­ющие под давлением, цистерны для сжиженных газов, трубопроводы пара и горячей воды, грузоподъемные краны, сооружения и устройства для подъема грузов и людей, а также баллоны для сжатых, сжиженных и ра­створенных газов.

Горнотехническая инспекция. Горнотех­нический надзор на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве возложен на горнотехниче­скую инспекцию Министерства транспортного строитель­ства. Она действует в соответствии с «Положением о горнотехническом надзоре», утвержденным Минтрансстроем 16 июля 1974 г., и контролирует правильное и безопасное ведение горных и взрывных работ в системе Министерств транспортного строительства и путей сооб­щения.

В состав горнотехнической инспекции Минтрасстроя входят Центральная (ЦГТИ) и районные горнотехниче­ские инспекции (РГТИ), возглавляемые начальниками, назначаемыми министерством по представлению глав­ного горнотехнического инспектора.

. В соответствии со ст. 32 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах», утвержден­ных 9 июля 1975г., предприятия, организации и учреждения народного хозяйства, ведущие горные работы, об­служиваются горноспасательными частями.

В целях обеспечения безопасности работ при строи­тельстве метрополитенов, железнодорожных тоннелей и других подземных сооружений в 1980 г. в системе Министерства транспортного строительства созданы военизи­рованные горноспасательные части (ВГСЧ). Руководство их деятельностью осуществляет управление горного надзора и военизированных горноспасательных частей (ГН и ВГСЧ), которое находится в прямом подчинении Главного управления по строительству тоннелей Минтрансстроя. Военизированные горноспасательные части призваны проводить в подземных выработках и на строительных площадках работы по спасению людей и оказанию им первой помощи, по ликвидации подземных пожаров, последствий взрывов, обрушений, внезапных выделений газов и других аварий, осуществлять постоянный контроль за соблюдением на рабочих местах правил техники безопасности, противопожарных меро­приятий, за состоянием вентиляционного оборудования, пылегазового режима и т. п. Общее законодательство о труде на личный состав военизированных горноспаса­тельных частей не распространяется.

Первичной оперативной единицей горноспасатель­ных частей является взвод, который организуется для обслуживания одного или чаще нескольких объектов строительства метрополитенов, автомобильных и желез­нодорожных тоннелей, расположенных в радиусе 6—15 км от взвода. В зависимости от числа обслуживаемых объектов и объема горноспасательных работ взвод состоит из четырех и более отделений. В отделение вхо­дит 7 человек: 5 респираторщиков, шофер и командир отделения. В каждом горноспасательном взводе имеет­ся газоаналитическая лаборатория, контролирующая со­став рудничной атмосферы.

Горноспасательные взводы, расположенные в одном или нескольких районах строительства, объединены в военизированные горноспасательные отряды (ВГСО). В республиках, крупных промышленных районах и ре­гионах страны, на территории которых находится не­сколько военизированных горноспасательных отрядов, создаются военизированные горноспасательные части региона (ВГСЧ). Руководство деятельностью этих ча­стей осуществляют штабы региона.

Военизированные горноспасательные части как спе­циальные инженерные формирования обеспечивают со­ответствующим оборудованием, газозащитными дыхательными аппаратами, контрольными приборами, инвен­тарем, материалами, а также специально оборудован­ным транспортом (автомобили, автодрезины, вездеходы и т. п.), достаточным для одновременной перевозки в любое время года всего оперативного состава, аппара­туры, оборудования и материалов к месту аварии. Ма­териально-техническое обеспечение ВГСЧ производит­ся по нормативам, утвержденным Министерством транс­портного строительства.

Газовый надзор. На газовый надзор возложен контроль за соблюдением правил безопасности при экс­плуатации газосборных и газоразрядных сетей нефтяных, и газовых промыслов, магистральных газопроводов (кроме находящихся в ведении Главгаза СССР), газо­проводов городов, поселков и других населенных пунк­тов, газовых сетей и газового оборудования промышлен­ных, коммунально-бытовых предприятий, жилых домов и учреждений, получающих газ от магистральных и городских газопроводов. Объектами надзора являются также газовая аппаратура заводов по получению искус­ственного газа и жидкого топлива, газонаполнительных станций сжатого, сжиженного газа, станций подземной газификации угля и торфяных газогенераторных станций.

Госэнергонадзор. Государственный надзор за прове­дением мероприятий, обеспечивающих безопасное об­служивание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР. Они действуют в соответствии с «Положением о государственном энергетическом надзоре в СССР», утвержден­ным постановлением Совета Министров СССР от 29 июля 1967 г.

Энергетический надзор за техническим состоянием электроустановок электрических станций, трансформа­торных и тяговых подстанций, электрических сетей, внут­ренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и за обеспечением безопасного обслужи­вания электрических установок и устройств на железно­дорожном транспорте и в транспортном строительстве в соответствии с «Положением о ведомственном энергети­ческом надзоре на железнодорожном транспорте», утвержденным МПС 22 декабря  1975 г., осуществляют:

-Главное управление электрификации и энергетиче­ского хозяйства МПС;

-Главное управление Метрополитенов;

-службы электрификации и энергетического хозяйства управлений железных дорог;

-отделы электрификации и энергетического хозяйства отделений железных дорог и участки энергоснабжения.

Госсаннадзор. Государственный санитарный надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, органи­зациями гигиенических норм, санитарно гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил осуществ­ляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологиче­ской службы Министерства здравоохранения СССР в соответствии с «Положением о государственном санитарном надзоре СССР». На объектах железнодорожно­го транспорта и транспортного строительства санитар­ный надзор в соответствии с «Положением о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте», утвержден­ным МПС 31 января 1974 г., осуществляют органы и уч­реждения санитарно-эпидемиологической службы МПС. Свою работу они проводят в форме предупредительного текущего надзора.

В систему органов и учреждений санитарно-эпидеми­ологической службы, осуществляющих санитарный над­зор на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, входят:

-санитарно-эпидемиологический отдел и станция глав­ного врачебно-санитарного управления МПС;

-врачебно-санитарные службы в лице главных сани­тарных врачей железных дорог;

-дорожные санитарно-эпидемиологические станции;

-отделенческие и линейные санитарно-эпидемиологи­ческие станции.

ГАИ. Государственная автомобильная инспекция раз­решает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ре­монта автомобилей, контролирует техническое состоя­ние автомобильного парка на предприятиях, в автохо­зяйствах и учреждениях, следит за обеспечением его безопасной эксплуатации (вне предприятия), соблюде­нием правил уличного движения.

Госпожнадзор. Государственная пожарная инспекция ведает разработкой противопожарных норм и правил, касающихся строительства и эксплуатации промышлен­ных предприятий, учреждений, хозяйств и населенных пунктов. Она контролирует соблюдение этих норм и правил проектными организациями в процессе проектирова­ния, а строительными организациями — в процессе веде­ния строительно монтажных работ, участвует в приемке вновь построенных и реконструированных объектов, про­веряет выполнение противопожарных требований, несо­блюдение которых может привести к пожарам, взрывам и, несчастным случаям.

Техническая инспекция труда ЦК профсоюза. Тех­ническая инспекция труда в соответствии с «Положени­ем о технической инспекции труда», утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 26 августа 1977г., осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства по охране труда, за безопасностью ра­бот, состоянием производственной санитарии на про­мышленных предприятиях, транспорте, стройках, в ор­ганизациях, учреждениях, совхозах и колхозах. На же­лезнодорожном транспорте и в транспортном строи­тельстве этот надзор осуществляют технические инспек­тора труда ЦК профсоюзов рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства и автотранс­порта и шоссейных дорог. В своей деятельности техни­ческие инспектора труда поддерживают связь с органа­ми котло- и газового надзора, санитарного надзора, энергонадзора, пожарного надзора, с горнотехнической и другими инспекциями.

В ходе строительства и реконструкции объектов и монтажа оборудования технический инспектор труда следит за выполнением требований охраны труда. Участвуя в комиссиях по приемке и сдаче в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных предприя­тий, цехов и участков, он требует, чтобы строительные, монтажные и наладочные работы соответствовали про­екту и обеспечивали безопасные и здоровые условия тру­да на производстве.

С целью своевременного и безусловного выполнения возложенных задач технический инспектор труда наде­лен широкими правами. В частности, он имеет право:

-беспрепятственно проходить в любое время дня и ночи на обслуживаемые им предприятия, в учреждения, организации, на объекты строительства;

-требовать от администрации представления необхо­димых документов и объяснений по вопросам охраны труда;

- давать администрации и отдельным должностным лицам обязательные предписания об устранении нару­шений законодательства по охране труда;

-требовать от руководителей предприятий, организа­ций, учреждений проведения технической экспертизы о состоянии зданий, сооружений, транспортных средств, станков, машин и другого оборудования для определения возможности их дальнейшей эксплуатации.

Если при обследовании отдельных производственных участков, станков, машин технический инспектор выя­вит недостатки, в результате которых может быть при­чинен ущерб здоровью работающих, он вправе запре­тить работу на данном участке, станке, машине и другом оборудовании впредь до устранения недостатков. Реше­ние о приостановке работы отдельных цехов и предпри­ятий, не отвечающих требованиям техники безопасности и производственной санитарии, принимает президиум дорпрофсожа.

При нарушении должностными лицами правил и норм охраны труда технический инспектор имеет право наложить штраф в установленном размере или напра­вить следственным органам материалы для привлечения виновных работников к ответственности. Кроме того, он делает представления руководителям предприятий, уч­реждений, организаций или вышестоящим хозяйствен­ным органам об освобождении виновных работников от занимаемой должности или наложении на них дисцип­линарных взысканий за допущенные нарушения.

Правовая инспекция труда ЦК профсоюза. Право­вая инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением на предприятиях, в учреждениях и ор­ганизациях законодательства о труде. Она действует в соответствии с «Положением о правовой инспекции труда», утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 г.

Ведомственный контроль. По всем отраслям желез­нодорожного транспорта и транспортного строительства ведомственный контроль за соблюдением законодатель­ства о труде, норм и правил по технике безопасности, производственной санитарии осуществляют Управление труда, заработной платы и техники безопасности МПС, отдел по технике безопасности Минтрансстроя, Главное врачебно-санитарное управление МПС и соответствующие ведомственные инспекции. По отраслям хозяйства контроль возложен на главные управления, по желез­ным дорогам, трестам, отделениям дорог, предприятиям и стройкам — на вышестоящих руководителей, профсоюзные организации.

В главных управлениях МИС и Минтрансстроя, службах управлений железных дорог, отделениях дорог, трестах, управлениях строительств, на крупных пред­приятиях, стройках и в других подразделениях железно­дорожного транспорта и транспортного строительства, а также на предприятиях с повышенной опасностью для организации и обеспечения работы по охране труда вве­дена должность старшего инженера (инженера) по тех­нике безопасности.

Систематический контроль за выполнением работни­ками железных дорог распоряжений по безопасности движения поездов, предупреждению крушений, аварий и несчастных случаев с людьми осуществляет ревизор­ский аппарат по безопасности движения.

Общественный контроль. В обеспечении здоровых и безопасных условий труда, проведении постоянного об­щественного контроля на предприятиях и стройках же­лезнодорожного транспорта и транспортного строитель­ства большая роль принадлежит профсоюзным органи­зациям. Контроль за деятельностью предприятий и стро­ек в области охраны труда осуществляют ЦК профсою­зов рабочих железнодорожного транспорта и транспорт­ного строительства и автотранспорта и шоссейных до­рог, профсоюзные комитеты предприятий и организаций, внештатные технические инспектора труда, комиссии и общественные инспектора по охране труда обществен­ные санитарные инспектора.

Внештатные технические инспектора труда наделены теми же правами, что и технические инспектора труда ЦК профсоюза. На них распространено «Положение о техническом инспекторе труда профсоюза». Однако вне­штатные инспектора не могут налагать штраф, запре­щать работы, расследовать групповые, смертельные и тяжелые несчастные случаи, а также участвовать в при­емке в эксплуатацию новых объектов, машин, оборудо­вания и т. п.

Комиссии по охране труда создают на каждом пред­приятии и стройке для оказания помощи профессиональному комитету в осуществлении контроля за соблюде­нием трудового законодательства, правил и норм по тех­нике безопасности и производственной санитарии.

Комиссии, контролируют своевременность и правиль­ность расследования и учета несчастных случаев, свя­занных с производством, эффективность и качество про­ведения инструктажей и обучения рабочих и служащих безопасным приемам труда, следят за  своевременным обеспечением рабочих и  служащих спецодеждой, спец­обувью, средствами индивидуальной защиты, осуществ­ляют контроль за состоянием и использованием по на­значению санитарно-бытовых помещений и санитарных устройств и др.

Общественный инспектор по охране труда избирает­ся в каждой профгруппе. Свои обязанности он выполня­ет в порядке общественной работы и отчитывается о ней на собрании профгруппы.

В обязанности общественного инспектора по охране труда входит контроль за проведением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и снижению заболеваемости, за выполнением правил и ин­струкций по технике безопасности и производственной санитарии,   за   проведением   мастерами инструктажа рабочих (вновь поступающих и переводимых с одной ра­боты на другую) по безопасным приемам труда непо­средственно на рабочем месте; участие в осуществлении ступенчатого контроля состояния охраны труда и про­верка на рабочих местах исправности оборудования, ин­струмента, ограждений, вентиляционных установок, со­стояния освещения и др.

Важную роль профсоюзные организации играют в осуществлении контроля за выполнением решений и по­становлений ВЦСПС, пленумов и президиумов ЦК профсоюза, дорпрофсожей и райпрофсожей в области охраны труда.

  • Реклама на сайте

    Размещу баннеры на ж.д. сайтах. В наличии порядка двадцати ресурсов общеобразовательных железнодорожных тематик и сайтов принадлежащих организациям связанных с перевозками, строительством и документацией. Подробности отвечу по е-мейлу.
    odin4444@yandex.ru

  • Навигация

    Главная
    Карта сайта
  • Содержание